Проект Многокритериальной ОНлайн ЭКСпертизы (далее – МОНЭКС) направлен на повышение качества психодиагностических методик, применяемых в Российской Федерации, а также на появление и поддержание действующего на постоянной основе профессионального сообщества высококвалифицированных экспертов в сфере психологической диагностики, выполняющих объективную и независимую оценку качественных и психометрических характеристик психодиагностических методик.

monex.png ​Идея проекта МОНЭКС базируется на опыте, приобретенном экспертным сообществом психологов-диагностов в результате работы по подготовке и изданию двух томов «Ежегодника рецензий и обзоров» (редакторы — Н.А.Батурин и Е.В.Эйдман), а также на материалах пятилетнего опыта дискуссий в онлайн-режиме, проводившихся в рамках Интернет-сообщества психологов-диагностов.

Показательная экспертиза
В июне 2014 была проведена демонстрационная экспертиза и обсуждение методики Р.Кеттелла (16PF форма С, адаптация А.Н. Капустиной). Краткий анализ и описание результатов экспертизы методики методики 16 PF-C подготовлены А.Г.Виноградовым с использованием R. http://forum.ht-line.ru/wiki/16pf-forma-c/

Условные обозначения: * — название методики содержит гиперссылку на информационную карточку Коллективного указателя «Методика-Автор».

Методики
Название методики и краткая аннотация Автор(ы) методики Результаты экспертизы
Сентябрь 2014
1 Опросник мануальной асимметрии «МГУ-2013»(*)

Опросник функциональной мануальной асимметрии «МГУ-2013» является разработкой авторского коллектива кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Данная методика, созданная с опорой на многолетний опыт нейропсихологических исследований, позволяет количественно измерять степень мануальной асимметрии, отвечая запросам современной научно-практической деятельности. Опросник будет интересен как исследователям, разрабатывающим проблему латеральных различий, так и психологам-практикам, сталкивающимся с необходимостью диагностики мануальной асимметрии. Небольшой объём опросника и простота процедуры тестирования обеспечивают возможность его успешного применения при проведении экспресс-тестирования в школе, вузе или на производстве при работе с персоналом.

Официальные

Неофициальные

2 Опросник «Стили реагирования на изменения»

Опросник является авторской разработкой Базарова Т.Ю. и Сычевой М.П., результатом исследования особенностей реагирования на изменения на различных уровнях: личность, организация, общество. Методика позволяет выявить выраженность стилей: инноватор, консерватор, реализатор, реактивный. Для каждого стиля описаны: отношение к изменениям, отношение к стабильности, ресурсы преодоления изменениям, характерные и нехарактерные реакции и поведение в процессе изменений, ожидания от руководителя в ситуации изменений. Опросник может применяться в социально-психологической практике: при проведении тренингов, коучинга, внедрений изменений в организации.

Официальные

Неофициальные

Ноябрь 2014
3 МИГ-ТС-2

Методика оценки изменения психологических границ при пользовании техническими средствами, версия 2 Авторы оригинальной методики: В.А. Емелин, Е.И. Рассказова, А.Ш. Тхостов Авторы второй версии методики: В.А. Емелин, Е.И. Рассказова, А.Ш. Тхостов Цель: скрининговое исследование выраженности психологических последствий пользования информационными технологиями (Интернет, мобильный телефон). Шкалы (количество и название): методика существует в двух разных формах (для Интернета и для мобильного телефона). Включает 9 шкал (по 3 пункта в каждой шкале), объединенных в три блока. Блок признаков психологической зависимости включает две шкалы: «субъективной невозможности отказа от технологии» и «субъективной зависимости». Блок изменения психологических границ включает четыре шкалы: «расширение психологических границ в сфере общения», «предпочтение технологии в связи с ее простотой, «предпочтение технологии в связи с новыми возможностями», «рефлексия нарушения границ». Блок изменения в сфере потребностей включает три шкалы: «создание имиджа», «удобство», «функциональность». Сферы применения методики: научные исследования в области исследований влияния информационных технологий на человека.

Официальные

Неофициальные

4 Русскоязычная версия опросника Survey of Attitudes Toward Statistics Scale
Аббревиатура методики: SATS-34 Автор оригинальной методики: Schau et al Авторы русскоязычной версии методики: Е.А. Орёл, Т.Е. Хавенсон (Опубликовано: Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013. Т. 10, № 1. С. 37–54.) Цель: измерение отношения к статистике у студентов, изучающих социальные науки. Шкалы (количество и название): методика включает 6 факторов: «Статистика в профессиональной жизни», «Ожидания по отношению к статистике», «Старательность», «Статистика в повседневной жизни», «Интерес», «Субъективная сложность». Сферы применения методики: опросник может применяться в исследовательских целях, а также в практике преподавания курсов вероятностно-статистического блока (установление контакта со студентами, изучение их ожиданий и т.д.).
Официальные

Неофициальные

Май 2015
5 Эмоциональная, когнитивная и действенная эмпатия

Аббревиатура методики: ЭКДЭ Автор оригинальной методики: Троицкая Е.А. Цель: изучение особенностей эмпатии и ее компонентов (позитивного эмоционального, негативного эмоционального, когнитивного и действенного). Шкалы (количество и название): методика включает 4 шкалы: «позитивная эмоциональная эмпатия» (ЭП), «негативная эмоциональная эмпатия» (ЭН), «когнитивная эмпатия» (К), «действенная эмпатия» (Д). Вычисляется «Итоговый показатель эмпатии» (ИЭ). Сферы применения методики: фундаментальные и прикладные исследования, профориентация, тренинги, психологическое консультирование, профотбор и оценка персонала.

[​IMG] Троицкая Е.А. Официальные

Неофициальные

6 Объективный Тест Установок: Наркотик

Аббревиатура методики: «ОТУ: Наркотик» Автор оригинальной методики: общая идея создания Теста Имплицитных Ассоциаций (Implicit Association Test) принадлежит Антонии Гринвальду, Дебби МакГи и Джордану Шварцу (Greenwald A.G., McGhee D. E., Schwartz J. L. K). Автор модификации: П.В. Яньшин Тест Имплицитных Ассоциаций – это гибкая технология, позволяющая ориентировать исследование на различные цели. Цель модификации, предлагаемой на экспертизу: исследование эмоциональной установки на употребление психоактивных веществ (ПАВ). Сферы применения методики: индивидуальное и массовое обследование (мониторинг) эмоциональной установки на употребление ПАВ, выявление группы риска употребления ПАВ, проверка эффективности психотерапии (психокоррекции), проверка эффективности психолого-профилактических и просветительских мероприятий.

Официальные

Неофициальные

Июль 2015
7 Профориентатор

Авторы оригинальной методики: Иванова О.Н., Кононова В.Н., Серебряков А.Г., Шмелев А.Г. Издатель – ЗАО Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Цель: оценка степени выраженности интересов, способностей и качеств личности для профориентационной работы со старшеклассниками (учениками 8-11 классов). Шкалы (количество и название): Методика «Профориентатор» включает три группы шкал, а также интегральные шкалы. Методика позволяет диагностировать: — 8 шкал интересов к различным направлениям профессиональной деятельности: «Техника», «Наука», «Искусство», «Общение», «Бизнес», «Знак», «Природа» и «Риск» – 84 вопроса; — 4 шкалы личностных черт, выделенных на основе «Большой пятерки факторов» (за исключением шкалы «Открытость опыту»): «Активность», «Согласие», «Самоконтроль», «Эмоциональная стабильность» – 50 вопросов; — 6 шкал интеллектуальных способностей, условно обозначаемых в методике как «Вычисления», «Лексика», «Эрудиция», «Зрительная логика», «Абстрактная логика», «Внимание» – 73 задания. Определяется также средний показатель по всем шести факторам данного блока в совокупности (аналог «уровня умственного развития» как операциональный индикатор актуально достигнутого «уровня обучаемости и умственной работоспособности»). Интегральные шкалы указывают на возможность профильного обучения. Автоматизированная интерпретация результатов по методике «Профориентатор» сопряжена с компьютерной базой типовых (идеальных) профилей наиболее популярных профессий.

[​IMG] Кононова В.Н. Официальные

Неофициальные

8 Ситуационный тест продаж

Аббревиатура методики: СТП Авторы оригинальной методики: В.В.Алтухов, А.Г.Шмелев. Издатель – ООО «Лаборатория «Гуманитарные технологии». Цель: диагностика потенциала кандидатов на позиции менеджеров по продажам, выявление потенциального уровня пригодности к данной деятельности. Шкалы (количество и название): тест состоит из двух блоков заданий, объединенных предположением о том, что для диагностики потенциала менеджера по продажам необходимы знания о компетенциях и способностях претендентов в двух сферах – решение производственных ситуаций и визуальная оценка личностных качеств: 1. «Ситуации продаж» – 18 кратких описаний различных ситуаций из сферы продаж (кейсов); 2. «Фотопортреты» – 16 фотопортретов. Сферы применения методики: отбор и оценка кандидатов на позиции менеджеров по продажам

Официальные

Неофициальные

Навигатор по экспертизам в формате PDF

Интерактивный анализ и визуализация данных экспертной оценки

Веб-приложение MОНЭКС разработано Ю.А. Тукачевым с помощью фреймворка Shiny для языка статистических вычислений R и предназначено для интерактивного анализа и визуализации данных экспертной оценки методик.
Многокритериальная ОНлайн-ЭКСпертиза (МОНЭКС): интерактивный анализ и визуализация результатов - Google Chrome_469
В настоящее время доступны данные по 9 методикам: 16PF, СРНИ, МФА, МИГ-ТС-2, SATS-34, Опросник ЭКДЭ, ОТУ: Наркотик, Ситуационный тест продаж (СТП) и Профориентатор.

Онлайн-приложение MONEX: http://monex-online.ru

Полезные ссылки:

1. Положение о МОНЭКС
2. МОНЭКС: полная информация о проекте
3. Информация для потенциальных экспертов
4. Информация для авторов (правообладателей) психодиагностических методик
5. Раздел «Измерение, диагностика, оценка» форума ЭСПП
6. Российский стандарт тестирования персонала (версия 1.3)
7. Коллективный Указатель «Методика-Автор»(КУМА)
8. Официальный сайт книги А.Г. Шмелева «Практическая тестология»